4 ноября 2015 года на станции Тарза Няндомского района произошло не только значимое для района событие. Поисковым отрядом школы №7 (№31) имени Героя Советского Союза Михаила Горбача был открыт вновь восстановленный знак на мести гибели паровозной бригады Депо ст. Няндома. Сам знак был установлен в 1984 у северных стрелок на станции Тарза, где в 1919 году от прямого попадания снаряда погибла паровозная бригада в составе машиниста А. Пироженко, помощника А. Лапшина, кочегара В. Поливеня. Но со временем, знак подвергся разрушением, еще несколько лет и ничто бы не напоминало о событиях Гражданской войны. Поэтому п/о решил взять на себя долг увековечить память погибших Защитников Отечестве и не дать распасться связи времен, хоть от тех событий нас отделяют почти 100 лет .
...Зимой 1919 года перед частями 6-й Красной Армии стояла задача - во что бы то ни стало нанести на железнодорожном направлении интервентам и белогвардейцам внезапный и решительный контрудар и тем самым приостановить дальнейшее их продвижение. Для выполнения этого задания было подготовлено три бронированные батареи, оборудованные на железнодорожных платформах Ф. А. Луковым.
Первой шла батарея с паровозом машиниста-комсомольца Алексея Пироженко (он прекрасно знал профиль пути и рельеф местности). За ним на расстоянии -100 метров - две батареи с паровозом и поезд для ремонта железнодорожного полотна и мостов. В будке каждого паровоза находился телефонист, связывающий командира с машинистом и всеми четырьмя платформами батареи. Каждому машинисту, его помощнику и кочегару было выдано по винтовке. Помимо орудий на бронированных платформах стояло по два пулемета «максим» с каждого борта.
Медленно, без гудков, с потушенными огнями, чтобы не обнаружить свое появление, двигались батареи. Стоял двадцати пяти градусный мороз. Батарея с паровозом Пироженко прошла небольшой железнодорожный мост и начала обстрел вражеских бронепоездов и позиций.
Рассветало. С неприятельской стороны появился самолет-корректировщик. Начался ответный артиллерийский обстрел. Один из вражеских снарядов упал рядом с паровозом Пироженко. Раздался оглушительный взрыв. Задымилась и загорелась паровозная будка, из пробитого тендера хлынула вода, водомерное стекло котла лопнуло. Кочегар Мартынюк и помощник машиниста Толя Усачев были сразу убиты, а Алексеи тяжело ранен, контужен.
Ближайшая батарея с паровозом двинулась на помощь, чтобы срочно взять батарею Пироженко на буксир и отвезет их к Емце. Но в это время от прямого попадания снаряда загорелся мост. Продолжая вести огонь, батарея, шедшая на помощь подбитому паровозу, остановилась, так как но горящему мосту «ехать было опасно. Белогвардейцы решили обойти и захватить подбитую батарею. Вдруг из дымовой трубы паровоза Пироженко вырвался клубок густого пара, и подбитая батарея медленно пошла прямо на горящий мост. Бойцы батарей, стоящих но эту сторону моста, с удивлением и радостью смотрели и думали: «Что за чудо? Неужели живы наши товарищи? А пройдет ли благополучно батарея по горящему мосту?» Но она прошла горящий мост, а паровоз, израсходовав весь свой последний пар в котле, остановился с открытым регулятором. Под прикрытием артиллерийского огня батарея была взята на буксир и отведена подальше от линии фронта. Красноармейцы увидели обгоревшее, изрешеченное нулями тело Алеши Пироженко, повисшее на ходовом реверсе. Он был мертв. Будучи тяжело раненным, Алеша собрал последние силы, чтобы не дать врагу захватить батарею, перевел рычаг и открыл регулятор. Пулеметные очереди обходившего противника ускорили смерть машиниста-героя.
Похороны погибших товарищей в Няндоме вылились в демонстрацию против интервентов, вторгшихся на северную землю. Комсомольский билет Алексея Пироженко, пробитый пулями в двух местах, окровавленный, был передан красноармейцами в комсомольскую ячейку железнодорожников Няндомы.
Поисковый отряд уже несколько лет работает в районе станции Тарза, доказан факт ведения боев Гражданской войны, установлена линия обороны противоборствующих сторон, найдены и обезврежены опасные находки, школьный краеведческий музей пополнен многочисленными экспонатами. В этом учебном году был объявлен конкурс на оформление эскиза памятного знака. Лучшим был признан проект Николая Барышева из 6 б класса. Саму табличку по этому эскизу изготовили в рекламном Агентстве «Ракурс». И вот 4 ноября в Тарзе начал свою работу поисковый отряд. Большую помощь в оформлении знака, приему ребят оказали жители Тарзы, хочется высказать слова благодарности Халезиной Валентине Ивановне, Богдановой Валентине Николаевне, Черняк Валентине Ивановне, Зайцевой Елене Викторовне и всем кто помог юным поисковикам, без их душевного тепла, понимания и человечности – не получилась бы настоящего митинга Памяти, что всколыхнул сердца и заставил осознать события тех лет.Подготовка установления памятного знака, благодаря помощи старожилов Тарзы, прошла быстро.
Был демонтирован разрушенный старый знак, произведена покраска, установлен новый с изображением орудий Гражданской войны, паровоза в клубах разрывов и надписи: «На этом месте в ноябре – 1919 – феврале 1920 шли ожесточенные бои Гражданской войны. Место гибели паровозной бригады А. Пироженко ст. Няндома».
Затем состоялся сам митинг, с выносом Знамени Поискового движения России, Гимном РФ, торжественными словами в честь Павших, минутой молчания и открытием знака. Похолодание и моросивший дождь не смоги помешать важному делу.
Ребята, по дороге домой, по новому увидели свою поисковую работу, и осознали тот факт, что их увлечение нужно и необходимо людям, живущим на этой земле – верна истина, нельзя строить будущее, не зная своего прошлого.
Руководитель п/о Воробьев В.А. |