Значение правильной речи огромно для человека любой специальности. Неправильная речь ребёнка затрудняет его общение с окружающими, отражается на его общем развитии, характере, и может быть причиной его неуспеваемости в школе.
Речь ребёнка развивается путём подражания речи окружающих его людей. В связи с этим ребёнок должен слышать только грамматически правильную речь в своём окружении.
Первый образец речи для ребёнка - это речь его близких. Родители являются первыми учителями родного языка для своего ребёнка. Семья - первая школа.
Без помощи родителей ребёнку трудно овладеть правильной речью. Разговаривайте с ребёнком. Выслушивайте его внимательно, не обрывайте, говорите и отвечайте на все его вопросы неторопливо, чётко, выразительно, средней силы голосом, правильно произносите звуки и слова - это поможет ребёнку скорее овладеть правильной речью.
Не подражайте неправильной речи ребёнка, сами не навязывайте детям неправильных выдуманных слов. Не разговаривайте с ребёнком, используя слова - заменители типа ням - ням (кушать), мяу (кошка) и т.п., говорите сразу общепринятыми словами. Иначе Вы будете задерживать правильное речевое развитие ребёнка.
При появлении речи у ребёнка старайтесь говорить с ним простыми словами, короткими фразами, с соблюдением пауз между словами и предложениями, тогда ребёнок, подражая Вашей речи, научится говорить правильно.
Прививайте детям правильные речевые навыки, не допускайте быстрой речи у ребёнка. Неторопливая, чёткая, правильная, выразительная речь способствует правильному речевому развитию ребёнка.
При чтении объясняйте ребёнку значения слов и выражений. При выборе литературы для чтения учитывайте возраст Вашего ребёнка и его особенности восприятия и эмоциональное состояние.
Помните, что хорошие плоды приносит только та работа, которая выполняется с удовольствием. Поэтому старайтесь сделать Ваши занятия с ребёнком интересными и увлекательными.
Поощряйте каждый правильный ответ ребёнка и будьте терпимы к его ошибкам. Не перегружайте ребёнка речевым материалом. Не предлагайте слишком много упражнений за один раз. Если Вы видите, что ребёнок устал, отвлекается, лучше отложите занятие.
Артикуляционную же гимнастику выполнять ежедневно в течение 5-10 минут.
Будьте терпеливы во время самостоятельной работы ребёнка в тетради. Если ребёнок затрудняется, никогда не выполняйте работу за него. Лучше предложите ему несколько вариантов, пусть он выберет правильный или исправит Вашу ошибку. По истечении некоторого времени можно вернуться к заданию, которое вызвало затруднение.
Дети очень любят находиться в роли «учителя». Поэтому при выполнении некоторых заданий полезно меняться с ребёнком ролями.
Доброе отношение, похвала, игровая форма занятий, соревновательный момент – всё это повысит интерес ребёнка к занятиям, а значит, возрастёт их результативность.
Важно помнить:
когда звук в речи ребёнка ещё отсутствует либо дефектен, не стоит закреплять неправильное его произношение;
когда звук только, что поставлен или появился в речи ребёнка самостоятельно, ему нельзя давать двойную нагрузку, автоматизируются сразу два звука;
когда ребёнок смешивает звуки, нужно автоматизировать их поочерёдно и лишь, затем приступать к дифференциации.
Желаю Вашим деткам успехов в учебе, а Вам терпения и понимания!